Экономика и жизнь,
7 ноября 1996 г.
Страховой надзор: контроль упростится, но станет строже 820 просмотров
Первое интервью начальника Департамента страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации Валерия Сухова.
- Переход в Минфин — усиление страхового надзора - Мнения страховщиков будут учитываться полнее - Повышение требований к страховщикам — в интересах клиентов
- Как бы вы оценили деятельность бывшего Росстрахнадзора?
- За четыре года существования Росстрахнадзора были все-таки заложены основные элементы системы государственного регулирования в этой сфере, причем сделано это было достаточно быстро и на довольно высоком уровне. Ведь нужно учесть, что мы стартовали практически с нуля: в этот период происходил переход от монополии Госстраха к конкуренции множества компаний.
Естественно, как в любом новом деле, у Росстрахнадзора случались недоработки, просчеты, которые вполне можно назвать ошибками роста. В связи с этим думается, что новое качество, в котором будет пребывать государственный надзор, позволит решить накопившиеся проблемы уже на более высоком уровне и критически оценить предыдущую деятельностью. Считаю, что более широкие возможности такого ведомства, как Министерство финансов, позволят осуществить своеобразный прорыв в сфере государственного регулирования страхования.
Мы готовы к разумному сотрудничеству со Всероссийским союзом страховщиков, со страховыми компаниями, использовать их профессиональный потенциал, вместе находить пути решения возникших проблем.
- Считаете ли вы достаточными полномочия, которые были у Росстрахнадзора, и намерены ли вы активизировать законотворческую деятельность своего департамента?
- Изначально Росстрахнадзор создавался как контролирующий орган. Однако по мере возникновения необходимости ему поручалась правительством разработка законодательных актов, и по собственной инициативе им представлялись проекты некоторых нормативных документов. Такая практика была малоэффективна, и по большей части это была вынужденная мера: нормативная база страхования еще только формировалась. С переходом страхового надзора в Министерство финансов такая работа должна приобрести более четкие и стройные рамки: мы надеемся заниматься этим не от случая к случаю. Таким образом, Департамент страхового надзора предполагает уделять значительное внимание разработке нормативных документов, способствующих развитию рынка, так же, как и своей исконной, контролирующей функции. В нынешней сложной экономической ситуации только ужесточением контроля трудно добиться улучшения ситуации в сфере страхования.
Главное в данный момент — это принятие решений, на государственном уровне способствующих развитию нормально работающих компаний, защите национального страхового рынка. В этом мы надеемся получить поддержку страховщиков и готовы к конструктивному сотрудничеству.
- Одним из самых «больных» вопросов в пору существования Росстрахнадзора был процесс лицензирования, который вызывал со стороны страховщиков, мягко говоря, нарекания. И просто удивительно, что ситуация вокруг получения лицензий не закончилась большим скандалом. Вообще можно ли назвать нормальной ситуацию, когда чисто техническая по своей природе операция занимала полгода, а то и год? А чего стоят эти ежегодные уходы «в отпуск», когда Росстрахнадзор на месяц или два прекращал прием документов на лицензирование?
- Появление Росстрахнадзора совпало с массовым созданием страховых компаний. В тот период тщательность и скрупулезность при выдаче лицензий, считаю, были вполне оправданы: ведь государственная лицензия — это своеобразная минимальная гарантия профессионализма в работе компании и защита интересов клиентов. Сейчас же нужно сделать акцент на текущем контроле за финансовым состоянием компании, за исполнением обязательств перед страхователями. Уверен, в самое ближайшее время с выдачей лицензий будет наведен порядок и срок рассмотрения документов на их получение будет приведен в соответствие с законом.
- Валерий Алексеевич, может, настала пора перейти от пристрастного, детального рассмотрения подаваемых страховщиками документов на предмет их соответствия закону к лицензированию по типовым правилам?
- Согласен, что такой вариант в ближайшем будущем станет приемлем, и мы готовы обсуждать возникающие в связи с этим вопросы. Но силами одного нашего департамента эту проблему не решить, и мы готовы сотрудничать со страховщиками, Всероссийским союзом страховщиков в процессе выработки стандартов, типовых правил. Тем более что Гражданский кодекс предусматривает возможность разработки правил страхования страховщиками и их союзами.
- Некоторые страховщики нерегулярно представляют отчетность. Будут ли приняты к ним меры?
- С таким положением в дальнейшем мы мириться не намерены: текущий контроль за деятельностью страховщиков, в том числе и за представлением отчетности, будет ужесточен. Особенно это касается компаний, уже неоднократно нарушавших заведенный порядок.
А вообще следует более подробно остановиться на отношении страховщиков к этой проблеме. Некоторая их часть рассматривает официальную отчетность как нечто надуманное и необязательное, занимающее понапрасну их время. Такая позиция говорит о недостаточно профессиональном уровне руководителей: ведь для любой финансовой структуры отчет или баланс должен быть «лицом», визитной карточкой. В связи с этим мы всерьез намерены повысить профессиональные требования к страховщикам. Думается, это в интересах самих же страховщиков, а тем более их клиентов.
- Ситуация с системой налогообложения в страховании такова, что, если не принять срочные меры по ее нормализации, то исполнение страховщиками норм Налогового кодекса (в случае принятия в существующем виде) может стать их «лебединой песней»?
- Думаю не стоит так драматизировать ситуацию, но в то же время предлагаемый проектом Налогового кодекса порядок налогообложения страховщиков требует тщательного изучения. Система взимания налогов и со страховщиков, и с их клиентов непременно должна строиться с учетом специфики этой сферы. Законодатели должны понять: страхование — это не только и не столько способ зарабатывания денег, сколько существенный стабилизирующий фактор экономики и социальной сферы. Сами страховщики должны интересовать бюджет не только как плательщики налогов, а, в первую очередь, как инвесторы, причем «длинных» денег.
Однако рассчитывать на значительные льготы и тем более на временное освобождение страховщиков от уплаты налога на прибыль вряд ли в нынешней экономической ситуации представляется оправданным.
- Валерий Алексеевич, все ближе срок возможного открытия российских границ для иностранных страховщиков. В связи с этим намерены ли вы предпринять какие-либо меры по защите национального рынка?
- Я не сторонник запретительных, административных мер, поскольку они эффективны в течение очень короткого периода времени. Даже ограничение доли иностранных инвесторов в уставном капитале российской компании 49 процентами нужно воспринимать весьма условно. Зарубежных страховщиков от проникновения на наш рынок сдерживает отнюдь не это, а отсутствие значительного интереса с их стороны к вложению средств в эту сферу. Появится экономическая и законодательная стабильность в России, и никакими запретами экспансию зарубежных страховщиков не сдержать. Поэтому наиболее реальными мерами по защите национального рынка представляются экономические рычаги воздействия на западных страховщиков. Я бы сказал даже иначе: лучшая защита национального рынка от иностранных компаний — это создание мощных, конкурентоспособных российских страховщиков.
В связи с передачей функций Росстрахнадзора Министерству финансов происходят изменения структуры, полномочий этого органа… Редакция надеется, что профессионалы страхового дела не «растворятся» в других департаментах Минфина, а сама реорганизация не скажется отрицательно на эффективности государственного надзора в страховании.
Интервью провел Д.СУЕТИН.
Вся пресса за 7 ноября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Иностранцы в России, Налоговый климат, Лица, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
6 мая 2024 г.
|
|
Правда.ru, 6 мая 2024 г.
О полисе ДСАГО
|
|
Комсомольская правда-Кострома, 6 мая 2024 г.
Вместо продления полиса ДМС костромичка отдала аферистам почти 400 тысяч рублей
|
|
Российская газета, 6 мая 2024 г.
В киберполиции рассказали о появлении сразу двух новых мошеннических схем
|
3 мая 2024 г.
|
|
Новости Липецка, 3 мая 2024 г.
Жители Липецкой области стали меньше жаловаться на банки и страховщиков
|
|
Белорусы и рынок, 3 мая 2024 г.
В Беларуси задержали страховых мошенников
|
|
ГТРК Самара, 3 мая 2024 г.
Семье самарского бойца СВО отказали в страховой выплате
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 3 мая 2024 г.
МВД сообщает о новой схеме кибераферистов с полисами ОМС
|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 3 мая 2024 г.
Мошенники звонят воронежцам и предлагают заменить бумажные полисы ОМС на электронные
|
|
Коммерсантъ-Самара, 3 мая 2024 г.
Семье участника СВО отказали в страховой выплате за пострадавший в результате паводка дом
|
|
Накануне.ru, Екатеринбург, 3 мая 2024 г.
После наводнений гражданам грозят добровольно-принудительным страхованием жилья
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 3 мая 2024 г.
Автомобили Hyundai лидируют в рейтинге безопасности по версии IIHS
|
|
Клерк.Ру, 3 мая 2024 г.
На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий
|
|
zakon.kz, 3 мая 2024 г.
Возмещение ущерба фермерам за погибший скот: разработаны правила
|
|
Шанс. Регион, Абакан, 3 мая 2024 г.
Появилась новая схема мошенничества с полисами ОМС
|
|
Российская газета-Сибирь, 3 мая 2024 г.
Компенсировать риски
|
|
Известия, 3 мая 2024 г.
Принять разрешение
|
|
Российская газета, 3 мая 2024 г.
После паводков предстоит восстановить тысячи домов. Почему они не были застрахованы?
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|